Стратегия непрерывности бизнеса предприятий связи на основе BS 25999 (BCMS 102 Business Continuity Management Strategy definition)
Ориентирован на: CIO, CEO и CISO; технических директоров; менеджеров по развитию; менеджеров департаментов обеспечения бизнеса и аварийного восстановления инфраструктуры предприятия связи в чрезвычайных ситуациях, менеджеров департамента внутреннего контроля; внутренних и внешних аудиторов; сотрудников департамента контроля качества; сотрудников служб информационной, физической и экономической безопасности, администраторов информационной безопасности, менеджеров информационной безопасности; системных аналитиков и программистов.
Предварительный уровень подготовки: средний. Вы должны обладать соответствующим опытом работы и иметь представления о международных стандартах семейства ISO/IEC 9000, ISO/IEC 20000, ISO/IEC 27000, ITIL, CobIT, BS 25999.
Продолжительность: 3 дня, 24 часа.
Методические материалы: методические материалы ассоциации WLAN Secrurity.
Программа курса
- Управление непрерывностью бизнеса, BCM на предприятиях связи.
- Актуальность корпоративной программы BCM
- Роль процесса BCM в системе управления предприятия связи Актуальность разработки стратегии BCM
- Сравнительный анализ известных методик управления непрерывностью бизнеса (британского института BCI (www.thebci.org), американских институтов DRI (www.drii.org) и SANS (www.sans.org); британских стандартов BS 25999, BS 15000, PAS 56, PAS 77; стандартов США NIST США 800-34, США NYSE Rule 446 – Business Continuity and Contingency (SR-NYSE-2002-35), США NFPA 1600, “Standard on Disaster/Emergency Management and Business Continuity Programs”; австралийского руководства ANAO Business Continuity Management Handbook HB 221:2003; 14 раздела международного стандарта по информационной безопасности ISO/IEC 27001; стандартов и библиотек COBIT, ITIL, MOF в части непрерывности бизнеса и пр.
- Лучшая практика (IBM, HP, ЕMC, Sun, AT&T и пр.) управления непрерывностью бизнеса предприятий связи
2. Программа управления непрерывностью бизнеса, BCM.
2.1. Политика BCM:
- Заявление руководства об актуальности BCM;
- Область действия BCM;
- Основные цели и задачи;
- Определение ответственности.
2.2. Распределение прав и обязанностей:
- Назначение ответственных лиц;
- Определение прав и обязанностей должностных лиц;
- Контроль знания обязанностей.
2.2. Информирование по вопросам BCM:
- Программа осведомленности;
- Инструктажи и организация контроля знаний;
2.3. Вопросы управления BCM:
- Поддержание и сопровождение программы BCM в актуальном состоянии;
- Выполнение обязательств компании перед сотрудниками компании, а также перед ее партнерами и контрагентами.
- Управление программами осведомленности и обучения вопросам BCM;
- Регулярный анализ воздействия на бизнес компании, BIA;
- Поддержка в актуальном состоянии документации программы BCM;
- Политика BCM;
- Анализ воздействия на бизнес, BIA;
- Анализ рисков, RA;
- Стратегия BCM;
- Программа повышения осведомленности по вопросам BCM;
- Планы непрерывности бизнеса, Business Continuity Plan – BCP;
- Планы реагирования на инциденты, Incident Management Plan – IMP;
- Планы аварийного восстановления бизнеса Business Recovery Plan – BRP;
- План график обучения и журнал контроля занятий;
- Соглашения об уровне качества, SLA и контракты поставщиков.
- Мониторинг эффективности программы BCM;
- Управление затратами на программу BCM;
- Управление изменениями программы BCM.
- Методология управления проектами в области BCM
3. Анализ требований к программе BCM.
3.1. Краткая характеристика деятельности организации:
- Определение целей и задач организации;
- Обязательства перед партнерами и контрагентами
- Требования международного и местного законодательства;
- Определение основных бизнес-процессов и обеспечиваемых активов;
- Ранжирование бизнес процессов и активов по степени критичности для бизнеса
3.2. Оценка воздействия на бизнес, BIA:
- Идентификация ключевых функций и бизнес процессов
- Установление требований восстановления бизнеса
- Определение взаимосвязей ресурсов
- Определение метода анализа воздействия на бизнес
- Оценка воздействия на операционную деятельность
- Оценка допустимого времени восстановления
- Определение финансовых, эксплуатационных и юридических последствий воздействия на бизнес
3.3. Оценка существующих угроз:
- Воздействия на персонал;
- Воздействия на инфраструктуру;
- Потеря репутации;
- Нарушения финансовой устойчивости;
- Снижение качества продуктов или услуг;
- Причинение ущерба окружающей среде и пр.
3.4. Оценка ресурсов, необходимых для BCM:
- Персонал (численность, квалификация);
- Необходимые площади и помещения;
- Денежные ресурсы;
- Основные производственные средства и технологии;
- Информационные активы;
- Услуги сторонних организаций и поставщиков.
3.5. Оценка рисков:
- Оценка угроз (террористические акты, пожары, наводнения, землятрясения, отключение электричества, потеря персонала, компьютерные атаки, отказы и сбои аппаратных средств и пр.)
- Оценка уязвимостей (недостаточная отказоустойчивость, неукомплектованность кадрами, неисправности системы пожаротушения, недостатки системы электроснабжения, отсутствие антибомбового плана и пр.);
- Определение рисков непрерывности бизнеса;
- Выбор стратегии управления остаточными рисками;
- Управление остаточными рисками.
4. Детализация стратегии BCM
4.1. Определение исходных данных:
- Максимально допустимое прерывание бизнеса в чрезвычайных ситуациях;
- Затраты, необходимые на возобновление бизнеса;
- Определение мер обеспечения непрерывности бизнеса для внешних сторон
- Последствия бездействия.
4.2. Управление персоналом:
- Вопросы обучения, профессиональной переподготовки и повышения квалификации
- Управление знаниями
- Привлечение подрядчиков
4.3. Помещения:
- Альтернативные площади и помещения
- Резервные офисы
- Удаленные офисы
- Домашние офисы
4.4. Технологии:
- Дублирование технологий
- Распределение технологий
- Бережливое обращение с уникальными технологиями
- Управление резервами
- Привлечение сторонних организаций
4.5. Информационные активы:
- Защита электронных данных
- Безопасность отчуждаемых носителей информации
- Доступность аппаратно-программных активов
4.6. Запасы:
- Организация резервов
- Привлечение сторонних организаций
- Логистика запасов
4.7. Контрагенты и партнеры:
- Обязательства перед партнерами и контрагентами
- Декларация и выполнение принятых обязательств
4.8. Взаимодействие со специальными ведомствами и организациями:
- Регламент взаимодействия с правоохранительными органами
- Регламент взаимодействия с государственной службой безопасности
- Регламент работы со службами экологической безопасности
- Регламент работы со структурами обеспечения промышленной безопасности
- Регламент работы с организациями гражданской обороны и действия в чрезвычайных ситуациях
4.9. Поддержка руководства:
- Декларация намерений руководства
- Утверждение Политики BCM.
- Утверждение Стратегии BCM.
5. Разработка и реализация планов BCM
5.1. Общие положения
- Область действия
- Основные цели и задачи
- Роли и ответственность
- Приведение в действие
- Ответственные за поддержание плана в актуальном состоянии
- Контакты
5.2. План реагирования на инциденты, Incident Management Plan – IMP:
- Общие положения
- Порядок действий в чрезвычайной ситуации
- Схема оповещения и контактная информация
- Взаимодействие со СМИ
- Взаимодействие с третьими лицами
- Организация центра управления инцидентами
- Необходимые приложения (карты, схемы оповещения, варианты стратегий действия в случае инцидента, характеристики компонент инфраструктуры, регламенты взаимодействия и урегулирования страховых и юридических претензий и пр.)
5.3. План непрерывности бизнеса, Business Continuity Plan – BCP:
- Общие положения;
- Порядок действий в чрезвычайной ситуации
- Требования к ресурсам (кадры, площади и помещения, технологии, информационные активы, резервы, взаимодействие с третьими лицами)
- Ответственные лица
- Формы и приложения
6. Поддержка и сопровождение корпоративной программы BCM
6.1. Программа осведомленности
- Консультирование по вопросам BCM
- Проведение инструктажей
- Использование Web-технологий
- Анализ уроков
- Проведение совещаний
- Проведение тестов
6.2. Повышение уровня знаний
- Управление BCM
- Анализ воздействия на бизнес, ВIA
- Разработка и выполнение планов BCM
- Оценка рисков, RA
- Взаимодействие со средствами массовой информации
6.3. Поддержка программы BCM
- Документальное подтверждение программы BCM
- Оценки степени готовности ответственных лиц
- Результаты мониторинга и контроля рисков
- Документальное подтверждение изменений программы BCM
6.4. Оценка эффективности программы BCM
- Полнота и достоверность учета критически важных бизнес процессов
- Адекватное определение целей и задач программы BCM в соответствии с потребностями бизнеса
- Подтверждение компетенции и готовности к действиям в чрезвычайных ситуациях
- Полнота и достоверность определения остаточных рисков
- Наличие необходимых и достаточных контролей BCM
- Действенность программ осведомленности и обучения
- Адекватность стратегии и планов обеспечения непрерывности бизнеса
- Знание и понимание регламентов и процедур обеспечения непрерывности бизнеса персоналом организации
- Документально оформленный контроль изменений программы BCM
7. Практика разработки стратегий BCM предприятий связи
- Возможные постановки задач
- Определение устава проекта
- Определение ролей участников проекта
- Оценка рисков проекта
- Контроль выполнения проекта
- Особенности реализации проектов BCM