Принятые сокращения:
АМС -
антенно-мачтовое сооружение;
БС -
базовая станция сети мобильной сотовой
связи;
МСС -
мобильная сотовая связь;
НДС -
налог на добавленную
стоимость;
ОМСС -
оператор мобильной сотовой
связи;
ПИР - проектно-изыскательские работы;
СМР -
строительно-монтажные
работы;
В последние 15 лет наблюдается бурный рост рынка мобильной сотовой
связи. Строится
огромное количество базовых станций. Значительная часть из них – с АМС
выше 8-12 м. Проводится модернизация и дооборудование имеющихся БС,
перевод их на новые стандарты. Прирост
рынка мобильной сотовой связи составляет, сегодня, 25-30% в год. Эта
тенденция,
по прогнозам специалистов, устойчиво продлится ближайшие 10-15
лет.
Бурный рост количества базовых станций рождает повышенные требования к
антенно-мачтовым
сооружениям. К их несущей способности, металлоемкости, сложности
производства,
стоимости транспортировки и обслуживания.
Типы АМС, применяемые в БС мобильной сотовой связи.
Сегодня в базовых станциях мобильной сотовой связи применяется большое
количество
типов антенно-мачтовых сооружений. Обоснованность их применения весьма
спорна,
диапазон стоимости – огромен.
На ранних этапах строительства первичной сети операторы мобильной
сотовой связи
стремились применять типовые серийные конструкции, великое множество коих
сохранялось на складах различных государственных организаций от времен
Советского Союза. Самые типичные из них – алюминиевые мачты,
разработанные NOKIA
для линий
релейной диспетчерской связи магистральных газопроводов СССР в 1973
году; быстроразвертываемые
мачты систем полевого базирования дивизионной и армейской
коротковолновой связи
Советской Армии типа «сосна», «чинара», УНЖА; и т.д. Последние в принципе не
предназначались для несения нагрузки от антенн типа Kathrein и, тем
более, MiniLink. Самое
главное – их остаточная стоимость была не велика, а эксплуатационный
ресурс, в
условиях средневзвешенных ветровых и гололедных нагрузок территории
Украины мог
составить порядка дюжины лет, что в условиях необходимости минимизации
затрат
при строительстве первичной сети, выглядело особенно важным. Сегодня, по
прошествии дюжины лет, очевидно, что затраты на поддержание их
эксплуатационной
пригодности значительны и экономически гораздо более эффективна их полная
замена на новые конструкции специализированных типов. Особенно с учетом
дооборудования станций и размещения на АМС антенн новых
стандартов.
Вторая волна строительства БС ознаменовалась применением уже специальных
типов
металлоконструкций АМС, разработанных ГП «УкрНИИ ПСК им.Шимановского». Эти
конструкции уже были рассчитаны на конкретные ветровые и гололедные
районы, на
конкретную, четко определенную антенную нагрузку. Эксплуатационный расчетный
ресурс этих АМС составляет 20-30 лет при условии своевременного проведения
регламента технического обслуживания. Единственная проблема в том, что
первоначально АМС были рассчитаны на антенную нагрузку определенного
стандарта,
а дооборудование БС аппаратурой новых стандартов, и, соответственно, довеска
новых дополнительных антенн проводилась, как правило, без замены или
необходимого усиления металлоконструкций АМС.
И только последние пару лет операторы мобильной сотовой связи стали
применять
АМС, рассчитанные в полном соответствии с климатическими нагрузками и с
учетом
перспективы увеличения антенного вооружения.
Выделим основные типы применяемых сегодня антенно-мачтовых
сооружений:
Тип I. «Мачты металлические».
Сюда входят решетчатые стальные и
алюминиевые конструкции, устойчивость которых обеспечивается системой
оттяжек.
Устанавливаются они, как на крышах зданий и сооружений, так и на земле.
Конструкции выполняются из стального или алюминиевого уголка, из круглого
стального прута или труб круглого сечения. Диапазон высот АМС колеблется
от 8
до 80 м. Диапазон абсолютных высот (от уровня земли) – 35 – 80 м.
Тип II. «Башни стальные».
К данному типу относятся свободно стоящие
стальные конструкции, устойчивость (жесткость) которых обеспечивается
силовой
схемой самой конструкции. Конструктивно башни более разнообразны нежели
мачты -
решетчатые и комбинированные; трехгранные, четырехгранные и круглые; из
угловой
стали и из стальных труб. Высотой, как правило: 40 – 70 м.
Тип III. «Башни железобетонные».
К данному типу относятся свободно стоящие железобетонные
конструкции на основе стойки СК-26 (СК-22) с наращиванием
металлоконструкциями
до необходимой высоты. Устойчивость (жесткость) сооружения обеспечивается
силовой схемой самой конструкции. Высота до 32-40 м.
Основные статьи расходов в составе затрат на
установку АМС
высотой 40 – 45 м.
Рассмотрим
долю стоимости АМС в структуре стоимости базовой станции мобильной сотовой
связи. На основании опыта строительства БС можно с обоснованной долей
усреднения
принять, что стоимость СМР БС на земле (green
field) без
стоимости АМС и работ по устройству электропитания составляет порядка 65
тысяч
гривен, включая НДС. Для определения усредненной доли стоимости АМС в
структуре
стоимости базовой станции воспользуемся граничными стоимостями СМР БС,
принятыми основными операторами мобильной сотовой связи (см. Таблицу
1)
Таблица 1. Граничная стоимость СМР БС основных ОМСС с
АМС разных типов (Н = 40 - 45 м)
Тип АМС
|
башня м/к
|
45 м
|
мачта м/к
|
40 м
|
башня ж/б
|
40 м
|
Граничная стоимость ОМСС
"GSM - CDMA"
|
190,0
|
тыс.грн
|
140,0
|
тыс.грн
|
120,0
|
тыс.грн
|
Стоимость БС без
контейнера, огражд.,
эл.питания и СМР по ним (минус 65 тыс.грн)
|
125,0
|
тыс.грн
|
75,0
|
тыс.грн
|
55,0
|
тыс.грн
|
Таким образом в нижней строке таблицы видим какова граничная величина
стоимости,
в которую необходимо уложить все затраты по устройству фундаментов,
изготовлению,
доставке и монтажу АМС. Примем приведенные цифры как контрольные.
Теперь, исходя из опыта строительства, и действующих сегодня расценок,
рассчитаем стоимость устройства фундаментов, изготовления, доставки и
монтажа
АМС (см. Таблицу 2)
Таблица 2. Реальная средняя стоимость установки АМС
разных типов (Н = 40 - 45 м)
Тип АМС
|
башня м/к
|
45 м
|
мачта м/к
|
40 м
|
башня ж/б
|
40 м
|
|
тыс.грн
|
%
|
тыс.грн
|
%
|
тыс.грн
|
%
|
металлоконструкции
АМС
|
70,0
|
50,8
|
30,8
|
41,7
|
17,0
|
32,8
|
СМР
|
42,0
|
30,5
|
13,9
|
18,8
|
22,1
|
42,6
|
ИТОГО
|
112,0
|
81,2
|
44,7
|
60,5
|
39,1
|
75,4
|
устройство
фундаментов
|
21,0
|
15,2
|
26,8
|
36,3
|
5,9
|
11,3
|
транспортные расходы
|
4,9
|
3,6
|
2,4
|
3,2
|
6,9
|
13,2
|
ВСЕГО
|
137,9
|
100
|
73,8
|
100
|
51,8
|
100
|
Из сравнения последних строк обеих таблиц видна безусловная корреляция
полученных
результатов.
Из анализа статей затрат Таблицы 2 хорошо видно, что стоимость сборки и
монтажа
металлических решетчатых башен достаточно высока из-за трудоемкости
выполняемых
работ. Она составляет порядка 30% Общей стоимости установки АМС. Так же
высока
стоимость устройства фундаментов под мачты, что объясняется необходимостью
устройства фундаментов, как под тело мачты, так и под анкерные элементы
крепления оттяжек. Она составляет порядка 36% общей стоимости установки АМС.
При установке башен на основе железобетонных центрифугированных стоек типа
СК-26 сильно возрастает (до 13%) стоимость транспортировки, что объясняется
негабаритностью груза. Для перевозки стоек требуется опоровоз с длиной
прицепа 26 м.
Расчет стоимости установки АМС на основе многогранной гнутой стойки
высотой 33 м.
На сегодняшний день многогранные гнутые стойки, ни в качестве АМС
базовых станций
мобильной сотовой связи, ни в качестве опор ЛЭП в Украине не
применялись. Для
расчета стоимости их установки мы можем воспользоваться частично аналогами
сравнимых работ в Украине, частично ценовыми параметрами, применяемыми в
России.
1. Изготовление металлоконструкций МГС. Изготовлением
многогранных гнутых
стоек необходимых нам параметров в СНГ занимаются только два подмосковных
завода. Бывший Домодедовский завод высоковольтных опор (ОАО «МЕТАКО») и ОАО
«Опытный завод «Гидромонтаж» в Селятино. Причем МГС для АМС связи
изготавливает
только последний.
Стоимость
металлоконструкций МГС на ОАО «ОЗ «Гидромонтаж» составляет сегодня 75 тысяч
российских рублей за тонну, с учетом горячего цинкового покрытия и НДС
(в РФ –
18%). Средний вес необходимой нам стойки высотой 33 м составляет порядка
4,5 тн. Т.о. стоимость МГС на складе завода-изготовителя составит 4,5 х 75
000,00 = 337 500,00 российских рублей. При условии полной загрузки
вагона
(11-12 стоек), и с учетом железнодорожного тарифа, госпошлин и необходимых
налоговых платежей стоимость стойки на складе в Киеве должна составить
порядка
76 500,00 гривен, включая НДС (20%).
2. Стоимость строительно-монтажных работ. По трудоемкости СМР
работы по
монтажу МГС можно сравнить с работами по монтажу железобетонной
центрифугированной стойки типа СК-26, с той разницей, что для монтажа АМС на
основе СК-26 (Н=40 м) необходима еще сборка металлоконструкций мачты
(Н=20 м),
устанавливаемой на вершине железобетонной стойки. Таким образом
стоимость работ
по сборке и монтажу МГС составит ориентировочно 15 300,00
гривен.
3. Устройство фундаментов. Устройство фундаментов для МГС (Н=33 м)
производится установкой трубы 720 мм в пробуренный котлован
глубиной 3-4 м. Эти работы также сходны с работами по установке стойки
СК-26, с точностью до стоимости трубы и
фланца. Стоимость этих работ составит порядка 6 700,00
гривен.
4. Расходы на транспортировку металлоконструкций от склада к месту
установки.
Габаритные размеры секций МГС и их общий вес позволяет выполнять
транспортировку металлоконструкций обычным транспортом (седельный тягач с
прицепом 12 м), поэтому стоимость транспортировки сравнима со стоимостью
транспортировки мачты (Н=40 м) и составит порядка 2 800,00
гривен.
Таким образом, если свести все полученные нами данные в итоговую таблицу, то
Таблица 3 примет следующий вид:
Таблица 3. Средняя стоимость установки АМС разных
типов
(Н = 40 - 45 м) с учетом МГС
Тип АМС
|
башня м/к
|
45 м
|
мачта м/к
|
40 м
|
башня ж/б
|
40 м
|
башня МГС
|
38 м
|
|
тыс.грн
|
%
|
тыс.грн
|
%
|
тыс.грн
|
%
|
тыс.грн
|
%
|
металлоконструкции
АМС
|
70,0
|
50,8
|
30,8
|
41,7
|
17,0
|
32,8
|
76,5
|
75,5
|
СМР
|
42,0
|
30,5
|
13,9
|
18,8
|
22,1
|
42,6
|
15,3
|
15,1
|
ИТОГО с
монтажом
|
112,0
|
81,2
|
44,7
|
60,5
|
39,1
|
75,4
|
91,9
|
90,6
|
устройство
фундаментов
|
21,0
|
15,2
|
26,8
|
36,3
|
5,9
|
11,3
|
6,7
|
6,6
|
транспортные расходы
|
4,9
|
3,6
|
2,4
|
3,2
|
6,9
|
13,2
|
2,8
|
2,8
|
ВСЕГО
|
137,9
|
100
|
73,8
|
100
|
51,8
|
100
|
101,4
|
100
|
Анализ данных таблицы показывает, что стоимость установки АМС на основе
многогранной
гнутой стойки лежит в пределах между стоимостями установки металлической
решетчатой башни (Н=45 м) и металлической мачты (Н=40 м). Обратный
подсчет по
приведенному в Таблице 1 алгоритму показывает, что стоимость базовой
станции в
граничных ценах операторов мобильной сотовой связи составит
170 000,00 гривен:
Таблица 4. Граничная стоимость СМР БС основных ОМСС с
АМС разных типов (Н = 40 - 45 м) с учетом МГС
Тип АМС
|
башня м/к
|
45 м
|
мачта м/к
|
40 м
|
башня ж/б
|
40 м
|
башня МГС
|
40 м
|
Граничная стоимость ОМСС
"GSM - CDMA"
|
190,0
|
тыс.грн
|
140,0
|
тыс.грн
|
120,0
|
тыс.грн
|
170,0
|
тыс.грн
|
Стоимость БС без
контейнера, огражд.,
эл.питания и СМР по ним (минус 65 тыс.грн)
|
125,0
|
тыс.грн
|
75,0
|
тыс.грн
|
55,0
|
тыс.грн
|
105,0
|
тыс.грн
|
Данные Таблицы 4 дают нам возможность оценить потребность в инвестиционных
ресурсах, необходимых для строительства условной сети мобильной сотовой
связи,
и позволяют сравнить объемы единовременных первоначальных вложений,
необходимые
при применении в составе базовых станций антенно-мачтовых сооружений
различных
типов.
Но для полной оценки затрат, необходимых на строительство и эксплуатацию
условной
сети необходимо учесть также стоимость расходов на эксплуатацию базовых
станций
в течение расчетного срока работы условной сети.
Стоимость
расходов на эксплуатацию базовых станций с АМС разных типов, высотой 40
м.
Для укрупненной оценки стоимости расходов на эксплуатацию условной сети
базовых
станций мобильной сотовой связи необходимо:
- Определить
расчетный срок эксплуатации сети.
- Определить основные статьи затрат эксплуатационного
периода.
Определим
расчетный срок эксплуатации сети. Как мы уже говорили, последние 15 лет
наблюдается бурный рост рынка мобильной сотовой связи. Наряду со
строительством
новых, проводится модернизация и дооборудование имеющихся базовых
станций, перевод
их на новые стандарты. Эта тенденция, по прогнозам специалистов,
устойчиво продлится
в течение ближайших 30-40 лет. Поэтому технологический срок эксплуатации
условной
сети можно принять 30 лет.
Время «жизни» различных конструктивных типов АМС достаточно разное.
Металлические
решетчатые башни рассчитаны на срок эксплуатации 40 – 50 лет. Металлические
мачты – также, при условии своевременной замены оттяжек. Железобетонные
башни
на основе стоек СК-26 на 25 – 30 лет из-за коррозии бетона. Башни на
основе МГС
и цельнометаллические башни на 50 – 70 лет, в зависимости от агрессии
среды.
Определим
основные статьи затрат эксплуатационного периода. К таким затратам
безусловно стоит отнести:
1) плату
за аренду земельного участка, на котором расположена базовая
станция. Для
удобства вычислений арендную плату за 1 кв.м земли условно положим в 20
гривен
в год. Площадь земли, отводимая под АМС различных типов и её стоимость в
год,
составят:
- для
башни металлической решетчатой (Н = 45 м) с основанием 4 х 4 = 16 кв.м х
20 грн = 320,00 грн в год;
- для
мачты с оттяжками (Н = 40 м) – 42 х 42 = 1764 кв.м х 20 грн = 35 280,00
грн в год;
- для
башни на основе СК-26 (Н = 40 м) – 3,14 х 0,752 / 4 = 0,45
кв.м х 20
грн = 9,00 грн в год;
- для
башен на основе МГС (Н = 38 м) – 3,14 х 0,92 / 4 = 0,71 кв.м х 20
грн = 14,00 грн в год.
2)
плановое техническое обслуживание АМС, которое проводится не реже
двух
раз в год. При проведении ТО осуществляется измерение вертикальности АМС,
тяжения в оттяжках, степени просадки фундаментов. Осуществляется ревизия и
антикоррозионная обработка анкерных узлов. Стоимость разового технического
обслуживания составляет порядка 4 500,00 грн за объект, или
9 000,00
грн в год.
3) капитальный
ремонт АМС, который проводится один раз в пять лет и включает
в себ;
восстановление лакокрасочного покрытия АМС, целостности оголовков
фундаментов и
другие работы по восстановлению несущей способности конструкций. Стоимость
ремонта составляет в среднем:
- для
башни металлической решетчатой - 37 500,00 грн;
- для
мачты с оттяжками - 22 900,00 грн;
- для
башни на основе СК-26 - 19 900,00 грн;
- для
башен на основе МГС – 9 200,00 грн.
Таким образом, если свести затраты за весь расчетный срок
эксплуатационного периода
в общую таблицу по типам АМС, и совместить её с Таблицей 3, итоговая сводная
таблица примет вид:
Таблица 5. Итоговая сводная таблица затрат на
установку
и эксплуатацию АМС разных типов (Н=40-45 м)
Тип АМС
|
башня м/к
|
45 м
|
мачта м/к
|
40 м
|
башня ж/б
|
40 м
|
башня МГС
|
38 м
|
|
тыс.грн
|
%
|
тыс.грн
|
%
|
тыс.грн
|
%
|
тыс.грн
|
%
|
мет./констр.
|
70,0
|
50,8
|
30,8
|
41,7
|
17,0
|
32,8
|
76,5
|
75,5
|
СМР
|
42,0
|
30,5
|
13,9
|
18,8
|
22,1
|
42,6
|
15,3
|
15,1
|
ИТОГО с
монтажом
|
112,0
|
81,2
|
44,7
|
60,5
|
39,1
|
75,4
|
91,9
|
90,6
|
фундамент
|
21,0
|
15,2
|
26,8
|
36,3
|
5,9
|
11,3
|
6,7
|
6,6
|
транспорт
|
4,9
|
3,6
|
2,4
|
3,2
|
6,9
|
13,2
|
2,8
|
2,8
|
ВСЕГО
|
137,9
|
100
|
73,8
|
100
|
51,8
|
100
|
101,4
|
100
|
эксплуатационные затраты на период 30 лет
|
аренда земли
(усл.20грн/кв.м)
|
9,6
|
|
1 058,4
|
|
0,5
|
|
0,6
|
|
техническое
обслуживание
|
0,0
|
|
270,0
|
|
270,0
|
|
0,0
|
|
кап.ремонт (1раз в 5
лет)
|
225,0
|
|
137,4
|
|
119,4
|
|
55,2
|
|
ИТОГО
эксплуатация
|
234,6
|
|
1 465,8
|
|
389,9
|
|
55,8
|
|
ВСЕГО
|
372,5
|
|
1 603,7
|
|
527,8
|
|
193,7
|
|
Из анализа данных эксплуатационных затрат ясно видно, что типы АМС,
предполагающие
наименьшие единоразовые затраты при строительстве, предполагают наибольшие
затраты при эксплуатации. При этом не сложно подсчитать, что перелом в
соотношении суммарных затрат (последняя строка Таблицы 5) для разных
типов АМС
наступает уже на пятом году эксплуатации. Т.е. наиболее выгодными АМС, при
сроке эксплуатации более 5 – 7 лет, являются башни на МГС и металлические
решетчатые башни.
Разумеется для более корректного сравнения альтернативных вариантов
строительства
АМС в нынешних условиях желательно было использовать критерий интегральных
дисконтированных затрат с обоснованием численного значения нормы
дисконта. Этот
критерий обеспечивает наименьшую зависимость основных параметров,
участвующих в
расчетах эффективности вариантов, от объективной неопределенности. Но это
повлияет лишь на абсолютные значения величин и отодвинет на пару лет точку
перелома, не изменив при этом самой сути соотношения суммарных затрат для
разных типов АМС.
Поэтому, поскольку настоящая работа не является бизнес-планом и призвана
лишь в
общем оценить количественные параметры и состав затрат на строительство и
эксплуатацию АМС разных типов, допущенные здесь огрубления можно принять как
вполне корректные и подтверждающие основную мысль настоящей
работы.
ИСПОЛЬЗОВАННЫЕ МАТЕРИАЛЫ:
- Таблица граничных цен ЗАО
«Киевстар
Дж.Эс.Эм.», 2006 год.
- Таблица граничных цен компании
«Телесистемы Украины», 2006 год.
- Прайс-листы ЗАО «Донецкий завод
высоковольтных опор», 2005 год.
- Прайс-листы ОАО «Опытный завод
«Гидромонтаж», 2006 год.
- Прайс-листы ЗАО «Львовский
монтажно-заготовительный завод», 2005 год.
- Сметы ОАО «ПРОМиК» на
строительство
БС ЗАО «УМС» и ЗАО «Киевстар Дж.Эс.Эм.», 2006 год.
- Сметы ООО «Связьтехсервис» на
техническое обслуживание и капитальный ремонт АМС БС ЗАО «УМС» и ЗАО
«Киевстар
Дж.Эс.Эм.», 2004 - 2006 год.
- Материалы Internet
и открытой печати, 2006 год.